www.air-bonus.ru

poliglotiki.ru

Авиаперелет инвалидов


Особенности авиаперелетов инвалидов регулируются Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами (ФАП) и индивидуальными правилами авиакомпаний. Причем последние не должны идти вразрез с законодательством.

Согласно ст. 107 п.3 Воздушного кодекса РФ, авиаперевозчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, в случае если «состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц». Это правило очень размыто: авиаперевозчики вправе самостоятельно регламентировать «особые условия» авиаперелета инвалидов. Тем не менее, медицинское освидетельствование перед авиаперелетом пройти нужно обязательно. В нем должны быть указаны особые требования к авиаперевозке, а также дано разрешение на полет.

В главе VIII «Перевозка отдельных категорий пассажиров» Федеральных авиационных правил более детально описываются правила авиаперелета инвалидов. Так, согласно документу, перевозка недееспособных пассажиров может осуществляться только в сопровождении совершеннолетнего пассажира (п.109). Перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно или перевозка пассажира на носилках, также, требует сопровождающего лица. Однако если правила авиаперевозчика позволяют, такие пассажиры могут пребывать на борту без сопровождения.

Все ограничения и послабления определяются авиаперевозчиком, поэтому перед тем как приобрести авиабилет необходимо ознакомится с правилами авиаперевозки отдельной авиакомпании. Ознакомиться с ними всегда можно на сайте авиакомпании или по телефону.

Согласно п. 110 ФАП, авиаперевозка больного на носилках производится при предоставлении ему дополнительных мест на воздушном судне для установки носилок, которые оплачиваются согласно действующему тарифу. При этом авиаперевозчик вправе отказать в полете, если мест недостаточно или невозможно предоставить необходимые условия для авиаперелета. Обычно требуется до 5 посадочных мест.

Пункты 111-114 ФАП определяют правила авиаперевозки инвалидов по зрению и слуху. Они могут пребывать на борту без сопровождающего лица, если это предусмотрено правилами авиаперевозчика.

На сегодняшний день, ситуация такова, что права пассажиров с ограниченными возможностями достаточно урезаны. Каждый авиаперелет необходимо согласовывать с перевозчиком, который вправе отказать в авиаперевозке, ссылаясь на невозможность предоставления условий для перелета. Опасения авиакомпаний объяснимы: что делать при возникновении критических ситуаций, когда больному потребуется медицинская помощь? Как быть в случае, если необходима эвакуация, а недееспособный пассажир не сможет самостоятельно покинуть судно? Ведь в экстренных случаях, возникаемых на борту, счет идет на секунды и команда судна не в состоянии отследить своевременное перемещение пассажиров к аварийным выходам. Отдельной строкой идет оснащение самолетов всем необходимым для инвалидов оборудованием (подлокотниками, креслами-колясками, специальными посадочными местами и пр.).

С точки зрения инвалидов и их родственников дискриминация и ущемление их прав в таком обычном деле, как авиаперелет ведет за собой увеличение финансовых расходов (покупка авиабилета для сопровождающего, бронирование дополнительных мест для установки носилок и пр.), невозможность вести полноценную жизнь. Стоит отметить и моральную составляющую этого вопроса. Например, общественными организациями уже не раз признавались дискриминирующими требования медицинских справок и прохождение медосвидетельствования в аэропорту для права осуществления авиаперелета. К слову о дискриминации и унизительном положении инвалидов, в 2011 году произошел конфликт между спортсменом-паралимпийцем и авиакомпанией S7 («Сибирь»). Легкоатлет Денис Гулин, возвращаясь с международных соревнований с медалями, был задержан у стойки регистрации с требованием подписать "Заявление о перевозке пассажира с ограниченными возможностями". Инвалид по зрению просто физически не мог ознакомиться с ним за несколько минут и ему пришлось поставить подпись, иначе на борт самолета он был бы не допущен. В заявлении говоилось о том, что авиакомпания не имеет возможности оказать инвалидам помощь в приеме пищи, посещении туалетной комнаты, перемещении в кресле по салону во время полета и.т.д. По словам самого Дениса Гулина, после авиаперелета остался неприятный осадок. 

Ранее, в 2008 году, произошел прецедент между женщиной инвалидом-колясочником и опять же авиакомпанией S7 (мы не преследуем цели подорвать имидж авиакомпании в данном вопросе, но факт остается фактом). Пассажиром оказалась сотрудница Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Наталья Присецкая. По роду деятельности, ей необходимо совершать авиаперелеты несколько раз в месяц и проблем никогда не возникало. Однако в этот раз ей было отказано в прохождении на борт по причине того, что она путешествует без сопровождающего лица. Отказ прозвучал от имени бортпроводницы судна, когда как авиабилет был приобретен по всем правилам. Мало того, Наталья Присецкая без заминок прошла регистрацию на рейс, получила медосвидетельствование на право авиаперелета. Через несколько месяцев она выиграла суд и получила компенсацию за моральный ущерб. Тем не менее, представители авиакомпании заявили, что действовали в рамках закона – ФАП, которые гласят, что авиаперевозка инвалидов-колясочников возможна только при сопровождении.

Вот такие неоднозначные ситуации могут подстерегать инвалидов в аэропорту и на борту самолета.

Перед тем как бронировать авиабилет, сообщите о том, что он приобретается для инвалида,  следуйте инструкциям и правилам авиаперевозчика.

Конечно, это ущемляет и без того урезанные права людей с ограниченными возможностями, но на данный момент ничего поделать нельзя. Единственным «лучом света» может стать изменение законодательства. И надежда на это есть, поскольку в 2014 году в Сочи будут проходить Паралимпийские игры мирового уровня. Депутатами уже внесен на рассмотрение законопроект о поправках в Воздушный кодекс РФ. В частности, предлагается ввести понятие «маломобильный пассажир», к которому будут относиться пассажиры с ограниченными возможностями к ориентации и передвижению без предоставления справок и прохождения медосвидетельствования в аэропорту. При этом ему обязаны предоставить следующие услуги:

  • бесплатное перемещение на борт самолета, с борта и на борту в специальном кресле
  • бесплатный провоз инвалидной коляски, костылей и пр.
  • получение всей необходимой информации в доступной для пассажира форме (звуковой, визуальной, тактильной)

При этом пассажир должен быть проинформирован о том, что в случае возникновения аварийной ситуации ответственность за эвакуацию и использование аварийного оборудования ложится на его плечи. Только в несогласия пассажира с данным условием авиаперевозчик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.

А пока остается следовать правилам отдельных авиакомпаний. Обзор на эту тему будет опубликован в наших следующих статьях.

Автор: Анна Дементьева
Дата публикации: 25.02.2012


Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!